Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ «О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» вносит изменения в уже существующие законы «О связи», «О рекламе», «Об информациях, информационных технологиях и защите информации»,
«Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных».
Согласно новым изменениям у блогеров с аудиторией более 10 000 пользователей появятся новые обязанности – зарегистрироваться в Роскомнадзоре и предоставлять сведения, которые позволят идентифицировать пользователя сети. Состав данных и порядок их предоставления определит Правительство РФ. Роскомнадзор должен начать вести реестр с 01.11.2024.
На данный момент нормы распространяются на блоги в 15 социальных сетях, которые включены в Реестр социальных сетей Роскомнадзора. Это такие социальные сети как «Вконтакте», «Одноклассники», Twitter, TikTok, Likee, You Tube, Telegram, LiveJounal, «Пикабу», Pinterest, «Дзен», RuTube, Twitct, Discord и Yappy. На такие платформы как Instagram Facebook, принадлежащие организации Meta, признанной экстремисткой в РФ
в 2022 году, нормы не распространяются. Но есть вероятность, что Роскомнадзор может потребовать отчетность и у блогеров с этих площадок.
Блогер с более 10 тысячами подписчиков, не включившийся в реестр Роскомнадзора, не вправе:
– размещать рекламу;
– просить пожертвования (донаты).
Любой пользователь не может репостить информацию каналов и блогеров, не зарегистрированных в реестр Роскомнадзора.
С 1 января 2025 года у владельцев социальных сетей появятся новые обязанности.
Если блогер не выполнит требование о регистрации, Роскомнадзор в течение суток направить владельцу соответствующей социальной сети требование об ограничении доступа к странице блогера. Владелец соцсетей должен будет помечать персональные страницы пользователей, объем которых составляет более десяти тысяч. По запросу Роскомнадзора или ФСБ владелец соцсетей обязан будет предоставлять сведения о пользователе социальной сети.
Информация актуальна на август 2024 года.